dibr: (мегавольт)
dibr ([personal profile] dibr) wrote2013-01-07 06:49 pm

светодиодная люстра

     Так вот, стало быть, люстра.

     

     Самодельные светодиодные светильники в ванной, в туалете и на кухне были репетицией перед созданием светильника в самом главном месте квартиры - в моей комнате :-) Там и яркость хотелось побольше, и баланс белого "под себя": "жёлтый" свет с температурой 2700К я в больших дозах не перевариваю, хочется чего-то похолодней, опять же - хотелось, чтобы на фоне потолочного света экран монитора (примерно 6000-6500К) был белым, для удобства работы с фотками.
     Скажу сразу - я задолбался :-) Около сотни деталек (отмерить, отрезать, снять фаску, при необходимости подровнять по месту), почти две сотни винтиков (нет, шуруповёрт не помог, зато каждый винтик требовал сверления в среднем двух дырочек), какое-то неэпическое количество проводочков (они же, уложены. Если, блин, в банальной лампочке столько проводов, то я начинаю понимать, почему фобос-грунт упал). Рама с видимой стороны (до наклейки диодов) выглядела так, рама с невидимой стороны (к потолку) - так, общая массивность - потому что диоды требуют хорошего охлаждения, а когда мощность большая - то и радиатор приходится делать большой.
     И о цвете. Как я уже писал, светодиоды с заявленной ЦТ 6500К температуру-то более-менее выдержали, а вот по общему балансу оказались "антизелёными" (то есть пурпурными): с небольшим, но ощутимым провалом в области зелёного. "Подправить" их ЦТ, добавив немного "тёплых" диодов с ЦТ 2700К, не получилось - красного стало больше, но дополнительный зелёный не появился. Поэтому было решено в основной люстре использовать "холодные" диоды на 6500К с добавлением "тёплых" на 2700К (чтобы "подтеплить" цвет - и да, меня тоже всегда умиляет, что более "тёплый" свет имеет меньшую температуру, чем "холодный") и зелёных (устранить провал в области зелёного). Это и видно на фото :-)
     В RGB описании цветовая температура получилась около 5000К с небольшим избытком зелёного (выводил "по приятности глазу", поэтому так и вышло, с другой стороны - баланс белого измерялся фотоаппаратом, а это не совсем тот прибор, который даёт точные показания), меня это вполне устраивает - да, "больничка", но я этого и хотел. В смысле спектра - зелёные диоды не заполняют провал спектра белых диодов: провал в районе 475нм, зелёный диод светит в районе 525нм. Но поскольку глаз видит не спектр, а RGB, а сколь-либо заметного метамеризма я у себя в комнате не наблюдаю, то и ладно (в конце концов, у "энергосберегающих" лампочек спектр вообще в полосочку, и ничего).
     72 "холодных" диода, 24 "тёплых" диода, 18 зелёных диодов ("цветных теней", кстати, не наблюдаю). Общая мощность на диодах - около 90-95Вт. Ярко! Мне нравится :-) Только непривычно, что в потолок прямой свет не попадает, поэтому потолок тёмный :-)

     И фотки, в дополнение к тем, что по ссылкам сверху:
      - общий вид
      - летающая тарелка
      - ещё летающая тарелка :-)

     Как-то так.

[identity profile] sudzume.livejournal.com 2013-01-07 03:11 pm (UTC)(link)
О, божественно! В диаметре она получается чуть поменьше метра?
А схему можно?
Светодиоды не слепят глаза, если смотреть прямо на них?
Можно ли направить свет на потолок, чтобы в глаза попадал
отражённый свет?

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 03:20 pm (UTC)(link)
Спасибо!

Да, чуть меньше метра. Она не круглая, немного сплюснута (вдоль полос шире, чем поперёк) :-)

А чего там "схема". Диоды - в последовательные блоки по 6 штук, все блоки с диодами одного типа - параллельно (поэтому всё и поделено по 6, 3 или 2 диода - чтобы удобно соединялось в блоки). "Холодные" диоды - напрямую к ИП (на них наибольшее падение напряжения), "тёплые" и "зелёные" - каждый через свой балластный резистор. Напряжение на ИП - около 20В, сначала настраивается напряжение для достижения нужного тока через "холодные" диоды, потом подбираются балластные резисторы. При такой схеме яркость "холодных" диодов будет немного гулять, зато всё просто и кпд хороший :-) Учитывая, что штатное напряжение ИП - 24В, более правильным было бы делать блоки по 7 диодов, но 7 и не делится ни на что, да и поздно уже :-)

Светодиоды немного слепят, но не очень сильно. Сейчас уже поздно направлять (не зеркальца же подвешивать), и я изначально хотел светить только вниз. Не буду ничего направлять, и так привыкну :-)
(deleted comment)

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 07:18 pm (UTC)(link)
С другой стороны - часто ли люди смотрят на потолок? ;-)
После натяжного потолка много ли света до цели дойдёт? Даже если он вообще не поглощает, минимум половина (а то и больше) отразится обратно, и пойдёт гулять между настоящим потолком и натяжной плёнкой. Но сквозь потолок - да, должно смотреться вообще потрясающе.

[identity profile] ilya-314.livejournal.com 2013-01-07 04:01 pm (UTC)(link)
Круто и красиво!
Интересно, имеет ли смысл вариант с рассеивателем, матовое стекло или может для пробы просто бумагу подложить. Тогда может и в потолок светить начнет. Минус, что всю эту красоту не будет видно.

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 05:00 pm (UTC)(link)
Смысл имеет, но это надо сразу разрабатывать с учётом рассеивателя. У меня ни рассеивателя подходящего, ни особого желания его искать, не было, поэтому сделал с голыми диодами.
В ванной - с рассеивателем, правда, довольно слабо рассеивающим :-)

[identity profile] livej78.livejournal.com 2013-01-07 04:03 pm (UTC)(link)
круть
представляю объём работы, не взялся бы

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 05:01 pm (UTC)(link)
У меня как раз фигня в том, что я заранее не оценил объём работ... а потом было уже поздно :-) Казалось бы, несколько полосок дюраля... :-)

[identity profile] nlothik.livejournal.com 2013-01-07 05:24 pm (UTC)(link)
А нет желания алюминиевые полоски обработать в другой цвет? Например, анодированием (если хочется выпендриться), или просто пульверизатором?

Например, в радикально ч0рный!!!!

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 05:52 pm (UTC)(link)
Не, нафиг :-) Во-первых, это геморрой страшный - люстра-то уже собрана :-) А во-вторых - чОрная люстра на белом потолке... "давай покрасим холодильник в красный цвет"? ;-)

[identity profile] dimon-w.livejournal.com 2013-01-07 04:07 pm (UTC)(link)
Прикольненько!!! А тонкая подстройка баланса белого есть?

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 05:03 pm (UTC)(link)
Нет, я далеко от диодных 6500К отходить не собирался, поэтому "ломом и какой-то матерью" (подбором резисторов" уже получается достаточно тонко.
А оперативную подстройку делать не хотел вообще - ШИМ не хочу, Достаточно Мощный Реостат - та ещё игрушка...

[identity profile] dimon-w.livejournal.com 2013-01-07 05:20 pm (UTC)(link)
Все равно атмосферу греть резисторами, можно было и соорудить чего-нибудь типа источник тока на LM317...

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 05:48 pm (UTC)(link)
Там падения напряжений около вольта в обоих случаях, LM317 не очень хорошо работать будет. А с полевиками возиться не хочется.

[identity profile] nlothik.livejournal.com 2013-01-07 04:53 pm (UTC)(link)
Обалдеть объём работ.

Я удивлён, что ты не сделал RGB люстру с реостатами -- тонко подкручивать ББ по мере выгорания светодиодов какой-либо цветовой группы :))

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 05:07 pm (UTC)(link)
Там тогда спектр совсем плохой получается, "три узких холма". Учитывая, что "красная" и "зелёная" кривые чувствительности глаза довольно близки, и отличие видимого красного от зелёного в значительной мере вытаскивается мозгом из этих небольших различий - есть шансы поймать глюки цветопередачи на реальных объектах :-)

[identity profile] nlothik.livejournal.com 2013-01-07 05:20 pm (UTC)(link)
А вот вроде в высококачественных ЖК мониторах с подсветкой светодиодами подсвечивают именно так -- тремя RGB светодиодами? Я, впрочем, каску на стройке нашёл.

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 05:51 pm (UTC)(link)
Именно так. Но у монитора нет задачи, чтобы что-то, освещённое светом монитора, выглядело правильно, у них задача только чтобы на самом мониторе картинка высвечивалась хорошая. А для этого как раз хороши узкие спектральные линии - глазу-то неважно, чем возбудили разные рецепторы, важно что их возбудили по разному.

[identity profile] termsl.livejournal.com 2013-01-07 06:23 pm (UTC)(link)
Прям светодиодное веселье, только закончил монтаж, осталось блоков питания нарубить на 20-30 ампер, и дождавшись расббери наваять логики и эффектов:
Image
Image
Светят не все полоски, так как наличные блоки овер 10А не держат.

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 06:54 pm (UTC)(link)
Ого. "Твоё кунг-фу не хуже моего" :-)
Это обычные диодные ленты, только много, или что-то помощнее?

[identity profile] termsl.livejournal.com 2013-01-07 07:03 pm (UTC)(link)
обычные 3528, 60 штук на метр, 4,8 ватта на метр, 75 метров только на кухню, между центрами профиля по 50 мм.
Image

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-07 07:12 pm (UTC)(link)
Ого. Впечатляет.
Я думал о том, чтобы в комнате лентами свет сделать, но у меня получилось что нужно метров примерно двадцать ленты, а такое количество адекватно пристроить некуда (у меня-то не индастриал, комната более классического вида). Пришлось делать с мощными диодами :-)

[identity profile] termsl.livejournal.com 2013-01-07 07:44 pm (UTC)(link)
У тебя очень даже со вкусом и рукасто получилось))))
В комнате у меня люминисцентные лампы с управляемыми драйверами, это на кухне светодиодный беспредел.

[identity profile] termsl.livejournal.com 2013-01-08 01:21 pm (UTC)(link)
У тебя очень даже со вкусом и рукасто получилось))))
В комнате у меня люминисцентные лампы с управляемыми драйверами, это на кухне светодиодный беспредел.
(deleted comment)

[identity profile] termsl.livejournal.com 2013-01-07 07:05 pm (UTC)(link)
нет, индустриальный такой дизайн, вся кухня алюминиво-нержавейная, потолок очень в тему, есть вариант ЗА профилями натянуть полотно.

[identity profile] mc6312.livejournal.com 2013-01-08 10:15 am (UTC)(link)
...а через пол-года с этих реек будут сыпаться вам на голову комки пыли...

[identity profile] termsl.livejournal.com 2013-01-08 12:38 pm (UTC)(link)
Это смотря у кого)))

[identity profile] azgar.livejournal.com 2013-01-07 09:45 pm (UTC)(link)
напомнило ЛЮСТРУ на вокзале

[identity profile] mc6312.livejournal.com 2013-01-08 06:38 am (UTC)(link)
Ну, фигзнат... Кому марсианскую люстру холодного света хочется, для тех лампы дневного цвета есть, кольцевой формы.
А светодиодную держать для экзорцизма незваных гостей. Из зеленых и фиолетовых диодов, моргающих с частотой 5-7 Гц.

[identity profile] thecomicz.livejournal.com 2013-01-08 05:46 pm (UTC)(link)
Это нечто невообразимое!

[identity profile] http://users.livejournal.com/_frame_/ 2013-01-09 09:53 am (UTC)(link)
Лепнину жалко. :)

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-09 02:05 pm (UTC)(link)
Да ну, какая нафиг лепнина. Пенопластовая штамповка, отдирать не стал только потому, что после этого пришлось бы перебеливать, а за люстрой как бы и не видно :-)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_frame_/ 2013-01-09 06:13 pm (UTC)(link)
А, ну тогда ладно. %)

[identity profile] ilya-314.livejournal.com 2013-01-13 08:23 pm (UTC)(link)
Вот пост появился про подсветку светодиодами комнаты:
http://habrahabr.ru/post/163097/

Это так, в дополнение к теме.

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-13 08:35 pm (UTC)(link)
Лента это хорошо, но у меня по ряду причин не катит (для той же яркости нужно где-то 25 метров - куда столько запихать - в угол не зажать, там мебель, кпд ниже, "белый" не отбалансируешь).
Кстати, табличка со спектрами забавная - диод очень оптимистичен (реально синий там синее, завал на 475нм заметно больше, а жёлтый - более выражен как пик, без холмиков/площадки), ЛДС/CFL нет, вместо неё "ртутная лампа", у которой спектр действительно ужасен... :-)

[identity profile] dru4.livejournal.com 2013-01-14 12:25 pm (UTC)(link)
охх как солидно полуилось!
Надо только лепнину снести -)

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-14 04:17 pm (UTC)(link)
Спасибо :-)
Ох уж эта лепнина :-) Я хотел снести (это просто пенопластовая нашлёпка, сковыривается лёгким движением), но - тогда пришлось бы ровнять и перебеливать кусок потолка (а учитывая что с "оттенком белого" попасть сложно - то может быть и весь потолок), поэтому забил. При включённой люстре не особо она и заметна... :-)

[identity profile] mikhail.livejournal.com 2013-01-14 01:12 pm (UTC)(link)
Спасибо, интересно вышло!
Вы рассматривали вариант использовать диодные сборки? типа такого, разве что с меньшим количеством диодов поискать чтобы свет был мягче:
http://www.goodluckbuy.com/50w-aquarium-tank-warm-white-xpg-led-lighting-for-fish-feeding-industry-30-36v.html
Сборки именно на диодах Cree или какие-нибудь осрамовские накрайняк. Чуть дороже, зато качество люминофора, да и всего диода в целом сильно выше. У меня фонарик на XP-G так там цвет намного приятнее того, что есть у меня в лентах(в холодных он синюшный, в теплых он желтушный чуть ли не в зеленый). У Cree есть сортировка диодов именно по цвету http://flashlightwiki.com/File:Ansiwhite.jpg

И используют ли для освещения CCFL лампы которые стоят в экранах ПК? Там ведь свет должен получаться чуть ли не эталонным к дневному свету, все таки все проф. мониторы используют CCFL насколько я знаю.

Кстати когда вы написали про тарелку, в голове мелькнула мысль использовать как раз аллюминиевую спутниковую тарелку и в качестве корпуса и в качестве радиатора :)

[identity profile] dibr.livejournal.com 2013-01-14 04:15 pm (UTC)(link)
О сборках думал, но как-то не удалось придумать конструкцию радиатора/люстры, чтобы она мне понравилась (и собиралась с разумной сложностью) :-) К тому же, если в сборке сдохнет один диод - заменить может оказаться проблемой, при сборке же "из россыпи" - особой проблемы с заменой одного диодика нет.

В экранах достаточно вывести куда надо "точку белого", равномерность спектра там совершенно не важна. Более того - чтобы получить хороший цветовой охват, монитору нужно иметь не "сплошной", а наоборот "линейчатый" спектр - для освещения же это наихудший вариант, наилучший - источники со сплошным спектром.
Поэтому с использованием люминесцентных ламп из мониторов для основного освещения всё не так очевидно: может, они и "белые", но какой там спектр? Да и - в хороших мониторах как раз переходят на подсветку RGB-диодами, у них спектр "в три полоски" (что хорошо для монитора и плохо для освещения), и точку белого можно настраивать произвольным образом без проблем с линейностью матрицы.

Тарелка это здорово, но она сплошная же, поэтому охлаждаться будет плохо - конвекции не будет :-) Вот если прорубить серию дырок... :-)

(Anonymous) 2013-01-18 03:41 pm (UTC)(link)
А я начал под такой типоразмер делать платки, чтоб не на проводочках. А в плате, которая толщиной 0.5мм, просто делается отверстие ~8.1мм под светодиод, который через обычную термопасту прижимается к теплоотводящей основе. Пример платки можно глянуть тут: http://hacker.ebash.it/other/lut.htm (http://hacker.ebash.it/other/lut.htm)

[identity profile] d-jem.livejournal.com 2017-02-12 01:44 am (UTC)(link)
Ой блин как вспомню сколько по времени я выбирал себе люстру, сколько я искал ту единственную которая мне понравиться. УЖАС. Жене и себе все нервы истрепал, а в особенности жене, она не любит это дело и уже была готова на все, лишь бы я быстрее нашел и купил люстру. Вообще, нашел я ее тут интернет магазин люстр (https://www.100lamp.ru/articles/lyustry-proizvodstva-rossiya-kachestvo-i-velikolepnyy-dizayn/) с доставкой по России - и остался очень доволен. Во-первых жене не понравилась первая люстра и мне ее обменяли без проблем, вообще, во-вторых служба курьерская у них своя и доставка очень быстрая, плюс к тому товар доставляют в целостности и сохранности, что также сохраняет ваши нервы. К тому же каждого человека сто процентов порадует наличие огромного количества товара с хорошими скидками. Существует бонусная система накопительная по баллам, скоро буду заказывать себе в прихожую светильник и воспользуюсь ими.
Edited 2017-02-12 01:44 (UTC)